Федеративная Республика Германия состоит из 16 административных единиц: Баден-Вюртемберг (Штутгард), Бавария (Мюнхен), Берлин, Бранденбург (Постдам), Бремен, Гамбург, Гессен (Визбаден), Мекленбург-Форпомерн (Шверин), Нижняя Саксония (Ганновер), Северная Вестфалия (Дюссельдорф), Райнланд-Пфальц (Майнц), Заарланд (Заарбрюкен), Саксония (Дрезден), Саксония-Анхальт (Магдебург), Шлезвиг-Гольштейн (Киль), Тюрингия (Эрфурт). Берлин, Бремен и Гамбург – это города-регионы, представляющие собой самостоятельные административные единицы.
Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики.
3 октября 1990 года вступила с силу Конституция объединенной Германии, в основу которой был положен Основной Закон ФРГ (принят 23 мая 1949 года). Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан ФРГ, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Выборы президента проходят каждые пять лет 23 мая; глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из одинакового числа членов Бундестага (нижней палаты федерального законодательства) и представителей региональных органов.
Законодательная власть осуществляется двухпалатным Федеральным Собранием: бундестаг – нижняя палата, бундесрат – верхняя палата. Бундестаг избирается населением сроком на четыре года.
Половина депутатов избирается по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина – по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. Председатель бундесрата избирается поочередно из числа премьер-министров всех 16 земель сроком на один год.
В компетенции бундесрата находится одобрение принятых бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии и затрагивающих интересы федеральных земель. Если палаты не могут достичь согласия, то создается специальный комитет для выработки компромиссного решения.
Исполнительная ветвь власти представлена Федеральным Правительством Республики, возглавляемым премьер-министром (канцлером Германии), который избирается бундестагом большинством голосов по предложению президента. Структура органов исполнительной власти подразделяется на три уровня – федеральный, земельный и местный, – которые функционируют независимо друг от друга. Это обусловлено четким конституционным распределением компетенции между соответствующими звеньями федерации.
Федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, через аналогичные органы государственной власти земель ФРГ и на местах. Исключение составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел, в той мере, в которой конституция ФРГ фиксирует прямое выполнение федерацией соответствующих функций.
Земли ФРГ являются относительно самостоятельными субъектами федерации и автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. В пределах своей компетенции земельные правительства формально полностью независимы от правительства ФРГ.
Независимая судебная власть представлена Федеральным Конституционным Судом (высший судебный орган), Верховным Судом ФРГ и Арбитражным Судом по административным, финансовым, трудовым и социальным вопросам.
Для современной Германии характерна достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны: все основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации общества.
Основные политические партии Германии – Социал-Демократическая Партия, Христианский Народный Союз, Свободная Демократическая Партия, Партия Народного Социализма и другие.